По данным агентства RAEX ("Эксперт РА"), доля директ-страхования (большая часть которого приходится на интернет-продажи) в общем объеме страхового рынка невелика — около 0,7%. Однако темпы прироста сегмента опережают темпы прироста страхового рынка в 2-2,5 раза.

...

По оценке компании "АльфаСтрахование", в прошлом году рынок онлайн-страхования превысил 3,8 млрд рублей. В этот показатель вошли продажи и заявки через собственные сайты страховщиков, продажи через сайты брокеров и агентов. Например, среди партнеров "АльфаСтрахования" такие компании, как Ozon, S7, OneTwoTrip, "Аэрофлот", "Связной.Трэвэл" и многие другие. В 2015 году, по данным компании, рынок увеличится более чем на 60% и превысит 6 млрд рублей. Все основные сегменты онлайн-страхования продемонстрируют темпы роста около 40%.

Елизавета Зайцева, генеральный директор интернет-сервиса "Давай сравним", напоминает, что в 2000 году скептики предрекали: никто в России не будет пользоваться кредитными картами. "Прошло 15 лет, сейчас у каждого жителя нашей страны есть как минимум одна платежная карта. Первый онлайн- или директ-банк появился в 2007 году — проект Тинькофф-банка. В 2011 появился "Эликсир Бинбанк", в 2014-2015 годах — Тач-банк, проект ОТП-банка. В отношении страхования скептики несколько лет назад утверждали, что страховки можно продавать только через агентские сети. Человеку нужно живое взаимодействие, чтобы купить полис. К 2015 году практически все основные страховщики запустили онлайн-канал по продаже страховых продуктов. В авангарде — Intouch, "Тинькофф Страхование", "АльфаСтрахование", а также "Ингосстрах", "Ренессанс", "Уралсиб", ВТБ, "Русский стандарт Страхование". Страховые компании полностью освоили процесс продажи через интернет, создали функционал подключения агентских продаж онлайн, стали привлекать трафик и запускать онлайн-рекламу, наладили онлайн-урегулирование", — говорит она.

...

Эксперты сходятся во мнении, что процесс электронизации идет более медленно, чем у банков. И, конечно, очень сильно отстает от западных стран. Для сравнения: в Европе и Америке банковские продукты вышли в онлайн в 1990-е, а страховые продукты еще раньше.

Простые страховки

По данным RAEX, почти половина взносов по директ-страхованию приходится на автострахование. При этом доля этого вида в сегменте постепенно снижется: если в 2008 году на автострахование приходилась подавляющая часть взносов директ-страхования (более 95%), то по итогам 2013 года эта цифра составила уже 50%, а в 2014 году опустилась до 48%. Продажа электронных полисов ОСАГО только началась (с 1 июля стали возможны пролонгации по уже действующим договорам, с 1 октября — заключение новых договоров для физических лиц), поэтому основной эффект от их введения проявится в 2016 году. Также у страхователя есть возможность приобрести онлайн-полисы ДМС (это вид занимает примерно четверть от общего объема взносов по директ-страхованию), страхования выезжающих за рубеж (10-12% сегмента), а также страхования от несчастных случаев и болезней, имущества физических лиц и иных видов.

...

По оценке госпожи Зайцевой, доля онлайн-продаж составляет 10-15%, основной канал — партнерские продажи. "В большой степени это зависит от продукта. Так, страхование выезжающих за рубеж сейчас полностью сместилось в сторону интернета. Страховые компании продают полисы через агрегаторов, огромная доля приходится на сайты по продаже авиабилетов", — отмечает она.

...

Палки в колеса

Эксперты говорят, что проникновение страховщиков в электронную среду тормозят высокий уровень мошенничества, отсутствие централизованных решений по управлению базой страховщиков и истории аварийности, отсутствие экспертизы.

По словам госпожи Зайцевой, например, в Великобритании существует база, в которой каждый раз при онлайн-покупке страхового продукта машина проверяется — ее история, аварийность, владелец, а случаи мошенничества наказываются законом гораздо более сурово, чем в России. "Страховые компании пытаются ввести решения, автоматизацию, но пока достаточно медленно. Даже централизованной базы мошенников еще нет. У банков уже много лет есть централизованные бюро кредитных историй. Кроме того, низкий спрос на онлайн-покупку данных страховых продуктов также сказывается на их медленном развитии", — говорит госпожа Зайцева.

...

Источник: Коммерсант.ру Автор: Ульяна Терещенко